Саратовский медицинский информационный портал
22 января
В погоне за ИМИДЖЕМ
Труд доктора - действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот. Н. Г. Чернышевский
21 января
Сколько платит врач РФ государству?
Сколько платит врач РФ государству? Столкнулся с недопониманием коллег в этом вопросе. Мол, западные коллеги платят 40% налогов, а российские врачи 13%....
17 января
ТЕЛЕМЕДИЦИНА ПРИШЛА В РОССИЮ
1 января 2018 года вступил в силу закон о телемедицине, который разрешит оказывать удаленные медицинские консультации...
«Больные живут по понятиям, а врачи — по законам». Так ли это?
12 января

В цепочке «врач–пациент–государство» зачастую самым незащищенным звеном оказывается именно врач...

 

 

С одной стороны, государство устанавливает законы, согласно которым у медицинского работника нет прав, лишь обязанности. С другой стороны, пациенты, опираясь на закон «О защите прав потребителей», даже с самыми незначительными жалобами на врачей обращаются в суд. В правоприменительной практике для таких случаев используется термин «пациентский экстремизм». Есть ли от него спасение и как врачу обезопасить себя?

Не так давно мы опубликовали мнение медицинского директора сети частных клиник Павла Бранда о пациентском экстремизме. Он отметил, что в 90 случаев из 100 жалобы пациентов не обоснованы. На сайте сообщества «Врачи РФ» врачи различных специальностей поддержали эксперта, указав, что проблема пациентского экстремизма существует, и затронула она многие медицинские учреждения во всех городах России.

Так, врач травматолог-ортопед из Саратовской области прокомментировал, что боится таких пациентов, особенно в последние 2–3 года. Терапевт из Республики Башкортостан соглашается с коллегой, ссылаясь на то, что «наркоманы с 4-ой фазой СПИДа, алкоголики с циррозом печени или алкогольной энцефалопатией защищены законами со всех сторон. Они практически приравнены к УВОВ. Мы же не защищены ничем и никем».

Такое положение дел заставляет врачей, особенно в частных клиниках, отказываться от сложных пациентов, перенаправляя их в другие лечебные учреждения, либо строго следовать нормам и стандартам лечения, даже не пытаясь предложить пациентам что-то новое. Например, акушер-гинеколог из Липецкой области рассказывает, что в его клинику обратилась пациентка, которой можно было бы назначить лечение не по стандартам. Шанс, что такая терапия приведет к ожидаемому результату (который, к слову, превзошел бы результат стандартного лечения), был невелик — 50 на 50. Но страх «проигрыша» остановил врачей, так как «за неудачей могли последовать репутационные, материальные и прочие потери. Поэтому все было по протоколу и с ясным исходом. Пословица «не делай добра, не получишь зла» в нынешних условиях обретает зловещий натуральный смысл».

Тем не менее, пока врачи все же стараются действовать и иногда рисковать в интересах пациентов. Врач-педиатр из Санкт-Петербурга пишет: «Я всегда в своей практической деятельности старался во главу угла ставить интересы, прежде всего, больных детей. Пока мне вполне удавалось сочетать соблюдение их интересов и предписанные нам постоянно изменяющиеся правила. Но, действительно, имеется страх, что если что-то пойдет не так, то пощады не будет. Кстати, это послужило причиной того, что проработав некоторое время в коммерческой медицине, я вернулся в ГБУЗ. Все-таки уровень личной ответственности и последствия для врача за возможные ошибки в так называемой государственной медицине несколько ниже. Ведь от ошибок, от непредсказуемого течения тех или иных процессов, когда дело касается не мертвой схемы, а живого организма, никто не застрахован на 100%, как бы он ни был компетентен и добросовестен».

Дерматовенеролог из Псковской области подытоживает: «Больные живут по понятиям, а врачи живут по законам. Вот и возникает такое противоречие между больными и медиками. Но это никого не волнуют — защищают только больного».

Получается, что врач встает перед выбором: собственная репутация и репутация лечебного учреждения или желание помочь пациенту, даже если возможные методы не соответствуют полностью общепринятым стандартам. Страх «остаться в дураках» склоняет медицинских работников к первому варианту. К этому призывают врачей и юристы, так как они, в свою очередь, также отмечают несовершенство законодательства в отношении защиты прав медицинских специалистов.

Адвокат Ольга Кузнецова говорит, что понятие «права врача» — абстрактная позиция, они законодательно нигде не прописаны и не установлены. Единственный закон, где можно найти что-то похожее, это ФЗ № 323. Если проанализировать этот закон, то можно увидеть, что у врачей все-таки есть права. Но их гораздо меньше, чем прав пациентов, и их можно перечислить буквально по пальцам: право на ведение врачебной деятельности, принятие решения, участие в медико-социальной экспертизе, занятие частной практикой, выдачу листков нетрудоспособности, создание профсоюзов. Гораздо шире прописаны обязанности врачей. Это надлежащим образом оказывать врачебную помощь, вести документацию, соблюдать этическо-моральные нормы и врачебную тайну. При этом все пункты включают множество подпунктов о том, какие понятия и правила входят в каждую конкретную обязанность.

Несоблюдение обязанностей влечет за собой как гражданскую и административную, так и правовую ответственность. Однако врач или ЛПУ могут пострадать даже при формальном соблюдении закона. Например, немало исков в суд было подано из-за отсутствия согласия пациента на оказание медицинской помощи, хотя врач действовал в интересах пациента и в условиях, когда тот не мог дать своего согласия (например, был в бессознательном состоянии).

Большинство жалоб пациентов опираются на закон «О защите прав потребителей». Пациенты через суд пытаются доказать, что оказанные медицинские услуги были некачественными. Они пытаются вернуть средства, потраченные на некачественное, по их мнению, лечение или получить компенсацию предстоящих расходов, связанных с «перелечиванием». Экстремистские жалобы связаны также с взысканием неустойки в связи с несвоевременным ответом медицинской организации на претензию о возврате денежных средств, затраченных на лечение.

Чтобы защитить себя в данной ситуации, адвокат Ирина Гриценко советует тщательно вести всю документацию, так как это первое, на что смотрят при урегулировании споров. Именно медицинские документы являются доказательством того, насколько качественно врач оказал медицинские услуги.

В большинстве случаев адвокаты советуют своим клиентам постараться урегулировать спор на досудебном этапе, постараться договориться с пациентом. Так как чаще всего документация ведется с нарушениями, что позволяет суду вынести положительное решение в пользу пациента-экстремиста.

Помимо этого важно правильно отреагировать на жалобу, когда она только поступила в ЛПУ. В случае поступления претензии от пациента необходимо зарегистрировать заявление, проверить обоснованность требования (нельзя безосновательно отказывать в удовлетворении требования), тщательно проверить все условия договора и всю медицинскую документацию, провести экспертизу каждого конкретного случая и отправить ответ пациенту (либо выплатить компенсацию, либо обоснованно отказать). Сделать это можно в течение 30 дней, хотя адвокаты советуют не затягивать и уложиться в 10 дней.
В данном случае ЛПУ может рассчитывать на то, что с него не взыщут неустойку за несвоевременный ответ. Если же документация велась с соблюдением всех требований, то у пациентов-экстремистов меньше шансов выиграть судебный спор.

Пока это самые действенные способы ответа на экстремистские выпады пациентов. Однако стоит учесть, что это касается именно необоснованных жалоб пациентов. В случае, когда врач действительно совершил ошибку, повлекшую за собой вред жизни и здоровью человека, даже грамотно заполненные документы не снимут со специалиста ответственности за его действия.

Автор: Анастасия Бычкова

Ссылка на оригинал: http://lekoboz.ru/meditsina/bolnye-zhivut-po-ponyatiyam-a-vrachi-po-zakonam-tak-li-eto

Источник: Сайт «Врачи РФ»



Комментарии

Пользователь, размещая материал на сайте, по умолчанию принимает пользовательское соглашение.

Добавить отзыв:
Рекомендуем пройти простую процедуру регистрации. Добавление комментариев станет проще, вы сможете следить за комментариями к данной новости, получать новости сайта и сообщения от других пользователей.
Ваше имя
Текст комментария
Антиспам защита
Аполихин О.И., Севрюков Ф.А., Калининская А.А.
Издательство Академия Естествознания, 2012 год
ISBN 978-5-91327-201-0
Под редакцией М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова,Т.В. Сологуб
Издательство "Академия Естествознания", 2010 год
ISBN 978-5-91327-099-3
23 января
«Прививка» от конфликтов!
Врачей научат правильно общаться с пациентами — специальную программу для медиков запускает столичный департамент здравоохранения. Одна из причин — участившиеся конфликты с пациентами и даже случаи избиения врачей...
21 января
Решении кадрового вопроса в отрасли
Министр здравоохранения области Владимир Шульдяков рассказал о решении кадрового вопроса в отрасли...
21 января
Антикоррупционный телефон доверия
Минздрав России намерен организовать телефон доверия для борьбы с коррупцией в рядах министерства...
19 января
Кадровая ситуация в здравоохранении ухудшается
Проблему дефицита медицинских кадров в 2017 году признают три четверти российских медработников, а более половины также отмечают снижение качества или доступности медпомощи для населения...
18 января
Медицина переходит на принцип четырех
Министерство здравоохранения переходит к медицине четырех «П», заявил заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой, выступая на Гайдаровском форуме 16 января
17 января
 «Трамвай здоровья»
На пешеходной зоне по ул. Волжская г. Саратова в ретро-трамвае «Семен» продолжает свою работу «Трамвай здоровья», организованный Саратовским областным центром медицинской профилактики при поддержке министерства здравоохранения области и администрации муниципального образования «Город Саратов»
16 января
Путин поручил найти средства на увеличение финансирования здравоохранения
Президент России Владимир Путин неофициально поручил своей администрации и федеральным ведомствам оценить возможность повышения финансирования здравоохранения, образования и инфраструктуры по сценарию Центра стратегических разработок Алексея Кудрина...
15 января
Инфляция в здравоохранении  в 2017 году
Росстат представил данные об индексе потребительских цен - основного индикатора инфляции - в 2017 году. На фоне общего подорожания товаров и услуг по итогам года на 2,5% медицинские услуги выросли в цене на 5,6%....
12 января
Средняя продолжительность жизни в Саратовской области составила 72,3 года
Средняя продолжительность жизни в Саратовской области составила 72,3 года
9 января
В России врачей-инфекционистов увольняют за помощь пациентам с гепатитом С
Общественная организация «Вмеcте против гепатита» направила министру здравоохранения РФ обращение с просьбой защитить врачей-инфекционистов, отправлявших пациентов с гепатитом С на лечение в другие регионы страны. Организация сообщает, что на медиков было оказано давление и они были вынуждены уволиться.

Яндекс цитирования