28.06.2022 13:17
ПЕРСОНАЛИИ. Военврач Никита Иванов
От редактора

ПЕРСОНАЛИИ. Военврач Никита Иванов

2283

Интервью с майором  медицинской службы запаса ИВАНОВЫМ Никитой Александровичем, преподавателем Саратовского Областного Базового Медицинского Колледжа (СОБМК)

Корр. Первый вопрос традиционный – расскажите немного о себе. Когда и где родились, кем были ваши родители?
 Родился в городе Ростове-на-Дону 6 мая 1955 года. Родители – инженеры. Отец – инженер-строитель. В Саратов родители переехали, когда я еще был младенцем. Можно сказать, мы были одними из первых, кто проплывали по каналу Волга-Дон. Я этого не помню, только по рассказам родителей.
Мне 19 лет..jpg 19 лет! Планы и надежды!

Корр. Когда Вы решили, что станете врачом? Что повлияло на Ваш выбор?
На занятие медициной меня сподвиг старший брат, Сергей. Он старше меня на 4 года, поступил в медицинский институт. И когда я впервые услышал его отзывы об институте, учебе, то понял, что мне это интересно. А брата сподвигло на учебу в медицинском то, что у нас рано умер отец. Мне тогда было 15 лет, ему 19. Он решил стать медиком, чтобы помогать людям. Поступил в Саратовский Государственный Медицинский институт. Я шел по его стопам, можно сказать. И он, и я стали военными врачами.

Корр Были ли сомнения, что сделали правильный выбор? Как выбор профессии повлиял на ваш характер?
Я вообще-то всю жизнь думал, что буду тренером. Спортом я увлекался довольно основательно, выполнил норматив кандидата в мастера спорта по гребле. Спорт люблю: всю жизнь играл в футбол и сейчас продолжаю. Видел себя больше как спортсмена и тренера.

Корр. Где Вы обучались? Кто из преподавателей больше всего запомнился?
В нашем СГМУ. Фамилии, имена, отчества всех я вспоминать не могу, но помню и уважаю их всех. По фармакологии Хлебников был преподаватель, по анатомии Кузнецова , профессор. В то время на кафедре анатомии было 7 профессоров, если не ошибаюсь. Очень сильная кафедра и замечательные преподаватели. Один из самых-самых страшных экзаменов для любого студента – это анатомия. У нас даже поговорка была: «Сдал анатомию - покупай шляпу, сдал фармакологию – покупай костюм, сдал патфизиологию – можешь жениться». Каждый предмет из поговорки показывал свою сложность и важность. Невозможно представить себе хорошего медика без знания анатомии, фармакологии и патфизиологии.

Корр. Были ли (интересные) необычные или смешные случаи в вашей студенческой жизни?
Были, конечно. После 1 курса был в составе студенческого отряда, принимал участие в строительстве школы в Краснокутском районе Саратовской области. После 2 курса стал командиром студенческого отряда «Ритм», который так же занимался строительством школы в селе Талловка Краснокутского района. Работа в строительных отрядах позволяла в первую очередь проверить себя в работе, в сложных бытовых условиях, проверить себя на стрессо устойчивость. Были дни, что просто мы не доедали, молодые организмы, требовалось много работать и соответственно постоянно хотелось кушать. Кормили нас в сельской столовой и порции соответствовали скорее всего для детей в пионерском лагере. Так вот мы решили вопрос с питанием, ловили голубей сами их ощипывали, варили и ели. Когда о наших проблемах с питанием и нашим способом решения этой проблемы, узнало руководство, нормы питания были в срочном порядке пересмотрены и ловить голубей нам больше не приходилось. Вообщем, студенческие годы были самыми интересными, веселыми и счастливыми годами. Смешные случаи естественно были, как в любом студенческом коллективе, складывалась особая обстановка, взаимоотношения, в тот период времени было такое явление студенческой жизни как КВН. Вот там было и весело и смешно, студенческое везение, о котором столько историй, встречалось. Приходишь на экзамен, думаешь «Когда там пересдача?», а выходишь с отметкой «отлично».

Корр. Расскажите, пожалуйста, немного о вашем «рабочем» опыте. С какими трудностями вы столкнулись? Что помогло их преодолеть?
Рабочий опыт обширный – после окончания Саратовского ВМФ при СМИ по распределению был направлен в ГСВГ (группа Советских войск в Германии).
                        Принятие присяги 09.09.1979 г.jpg     Фото после окончания ВМФ при СМИ 1981 г..jpg Лейтенант медицинской службы Никита Иванов  
Принятие Присяги!                                                                                                                   

Там получал первый опыт практической работы, научился неплохо шить мелкие раны, лечить солдат от различных заболеваний, принимал участие в обеспечении крупных учений.
                                                                                       Первые дни службы в ГСВГ.jpg

Встречался с многими легендарными военными деятелями (причем реально легендарными) - например с главным маршалом авиации Кутаховым П.С. дважды Героем Советского Союза, даже здоровался с ним за руку, что для молодого лейтенанта было высочайшей честью.
После службы в ГСВГ был направлен для дальнейшего прохождения службы в САВО (Средне-Азиатский военный округ) в г Алма-Ата. Прослужив там менее года в июне 1987 г. был направлен в состав 40 армии. (Афганистан), где прослужил до вывода войск. Границу пересек 06.02.1989 г.

IMG_20220404_104808.jpg  Пепвые дни службы в ГСВГ.jpg

В Афганистане служил в должности начальника медслужбы ОРВБС. С января 1988 г. и до вывода был начальником медслужбы 50 ОСАП (отдельного смешанного авиационного полка) в г. Кабул. Моим командиром был полковник, Герой Советского Союза, геройски погибший при выводе войск, Голованов Александр Сергеевич. Светлая ему память! В период службы, в составе службы спасения (КНМП – команда неотложной медицинской помощи) неоднократно принимал участие в спасательных операциях по поиску и спасению экипажей летательных аппаратов, потерпевших бедствие. О войне и военном опыте я говорить не люблю. Это страшно и тяжело, и те, кто не имеет живого представления об ужасах войны, не поймут тех, кто все видел в живую. Я очень хотел бы, чтобы никто этого не переживал, не имел такого опыта. Скажу одно – было очень непросто. И всегда моей самой важной поддержкой был мой тыл – моя жена и дети. Письма, которые приходили только через неделю, в ответ на мои, (мобильных телефонов в то время не было) несли тепло и радость, в них веяло добротой и любовью. Это очень поддерживало!
Вручение Афганской медали За отвагу..jpg Митинг посвященный Выводу войск из Афганистана.jpg
Вручение Афганской медали "За Отвагу"
Общение с Героем Советского Союза. командтром 50 ОСАП Головановым А.С. Кабул 1988 г..jpg 
С Героем Советского Союза Командармом 50 ОСАП, Головановым А.С. Кабул, 1988 год

Корр.Вы получили орден за службу в Афганистане. Расскажите, пожалуйста, подробнее. Что это за награда?
Орден «Красной звезды» – самая значимая из всех моих наград. Получил я ее неожиданно для себя. Прошло 2 месяца после вывода войск из Афганистана. Я в это время уже служил в Прибалтике. Вызвали меня в штаб воздушной армии Приб. ВО (Прибалтийский военный округ) г. Рига в тот день. Я иду, а в голове перебираю: «А что я не так сделал, за что ругать будут». Захожу – сидят генералы, старшие офицеры, а тут я, скромный капитан медицинской службы. Командующий авиацией Приб. ВО называет мою Фамилию Имя Отчество, читает Приказ, пожимает руку и вручают Орден «Красной звезды». Была полная неожиданность. Вот так награда нашла героя, как пошутил сослуживец.
                                                                                         После вывода Приб.ВО 1989 г..jpg 1989 год

Корр. Что должен знать и уметь военный врач? Какими качествами обладать?
В первую очередь, он должен быть Человеком. Быть готовым прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, оказать эту помощь. Все растет из человечности. Во-вторых, военный врач должен хорошо знать свое дело, уметь быстро ориентироваться в ситуации, понимать, кому и в какой последовательности он окажет помощь. Действовать разумом и профессионализмом, а не эмоциями.

Корр.Сильно ли расходятся теория и практика в работе медика? На что должны обратить внимание молодые специалисты?
Многие предметы, которые преподают в учебных заведениях редко могут быть использованы в практической деятельности, особенно врача (хотя без них порой тоже невозможно понять всей картины). Практическая деятельность должна быть основана, на знаниях, полученных в учебном заведении и приобретенных навыках и опыте, как жизненном так и практическом. У каждого медицинского работника в практической деятельности возникают уникальные случаи, которые могут не встретится другому на протяжении жизни, и вот в такие моменты могут помочь знания, полученные в учебном заведении, услышанные от сослуживцев, почерпнутые из литературы. С практическим опытом, появляется определенный склад мышления, вырабатываются определенный алгоритмы действий (практические навыки). Поэтому считаю, что медицинский работник должен постоянно совершенствовать свои знания, изучать специальную литературу, принимать участие в обмене знаний и опытом с коллегами.

Корр. Сейчас вы преподаете в СОБМК. Что вам нравится в этой работе?
Любому преподавателю важно передать свой опыт – профессиональный и жизненный, чему-то научить молодое поколение. Я смотрю на студентов и радуюсь за них – их ждет столько замечательного в жизни. Я уже прошел по этому пути, а у них все впереди. И хочется, чтобы будущее открылось им светлое, счастливое. Чтобы они гордились профессией, достигли в ней чего-то. В работе преподавателя мне нравится общение с молодым поколением, возможность передать им, в первую очередь, тот жизненный опыт, который у меня есть, те знания, которые я приобрел в течении практической деятельности. Не все мои ученики станут фельдшерами, медицинскими сестрами кто-то уйдет в смежные специальности. Но пусть они научатся главному – быть человечными, добрыми, отличать правду от лжи, быть патриотами своей Родины, любить выбранную профессию. Это важно!

Корр. Следите ли вы за достижениями современной медицины? Какие из них вас наиболее поразили?
Поражают достижения в области кардиохирургии, новейшие импланты. Тех, кто раньше умирал от инфарктов, сердечной недостаточности, сейчас спасают. Сильно восхищает эндопротезирование, когда у человека появляется возможность жить полноценной жизнью, заниматься спортом после замены суставов, при заболеваниях, которые буквально лет 20 назад приводили к инвалидности

Коор.Чувствуете ли вы профессиональное выгорание?
Профессиональное выгорание? Не знаю, что это такое. Работа с молодежью требует от преподавателя постоянного самообразования, быть что называется постоянно «в тренде», находить новые пути в общении, преподавании, чтобы студентам было интересно на занятиях, чтобы они научились думать и действовать в сложных обстановках, не только бытовых но и профессиональных. Мне будет скучно на пенсии. Для меня и сейчас отпуск – самое тяжелое время. Мне интересно жить, интересно учиться и учить.

Корр. Что вы посоветуете студентам, ступившим на путь медицины? Чего пожелаете?
Пожелаю помнить, что медик должен всегда учиться. Он не имеет права останавливаться и считать, что достиг всех высот в профессии. Когда вы решите, что добрались до «потолка» - это будет началом вашей профессиональной смерти (т.е. профессиональное выгорание). Медицина – это та наука (искусство), которую невозможно изучить до конца. В этом случае есть выражение: «Нет пределов совершенства!»

Корр. Хотели бы Вы что-то изменить в своей жизни в прошлом?
Нет. Это моя жизнь, мой опыт. В жизни любого человека бывают разные моменты, он часто ошибается, открывает что-то новое для себя. Считаю, что именно в результате всех испытаний, которые приходится пройти человеку он становится именно таким, какой он есть в настоящий момент. Думаю, что лучшее определения жизни дал Н.А. Островский в романе «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». Возьму на себя смелость дополнить последнюю фразу: «На благо человечества». 

Интервью брала студентка СОБМК Сирин Рина

От редакции.
Завтра, 6-го мая, у преподавателя СОБМК, "Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф", майора медслужбы запаса ИВАНОВА Никиты Александровича, День Рождения!
Редакция от души Поздравляет Заслуженного человека, настоящего русского офицера, врача, педагога и желает дальнейших успехов  на фоне отменного здоровья и благополучия! УРА!