Саратовский медицинский информационный портал
22 января
В погоне за ИМИДЖЕМ
Труд доктора - действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот. Н. Г. Чернышевский
21 января
Сколько платит врач РФ государству?
Сколько платит врач РФ государству? Столкнулся с недопониманием коллег в этом вопросе. Мол, западные коллеги платят 40% налогов, а российские врачи 13%....
17 января
ТЕЛЕМЕДИЦИНА ПРИШЛА В РОССИЮ
1 января 2018 года вступил в силу закон о телемедицине, который разрешит оказывать удаленные медицинские консультации...
Страницы истории. СМИ-СГМУ. Кафедра биологии
16 мая

В начале 2010 года я обратился к заведующей кафедрой проф. Беляниной Светлане Ивановне с предложением отметить 80-летие кафедры. В частности, провести Юбилейную научно-практическую конференцию.

Получил резкий отказ, чему не удивился. Светлана Ивановна негативно относилась к любым начинаниям, особенно если они исходили от доц. Софьина.

В конце того злополучного года меня «ушли» с кафедры, которую я любил и продолжаю любить с грустью и сожалением. Этот репортаж - далеко не полная история замечательного структурно-функционального подразделения Великого СМИ-СГМУ и моя скромная дань уважения кафедре, тем замечательным людям, с которыми мне посчастливилось работать и учиться биологии; ведь известно, что «медицина, взятая в плане теории – суть общая биология».

Кафедра биологии Саратовского государственного медицинского института была организована в 1930 году. Основателем новой кафедры был профессор Мирон Семенович Золотов, выпускник медицинского факультета Московского университета. Научным направлением кафедры стали проблемы роста эукариотической клетки, в частности изучалось действие радиоактивного и других излучений на процессы митоза. Это была по тем временам абсолютно новаторская работа, имеющая громадное практическое значение. Не случайно уже в 1931 году кафедра заняла 2-е место на конкурсе кафедр мединститутов СССР.

С тех пор на посту заведующих сменился добрый десяток доцентов и профессоров, различных взглядов на педагогический процесс и научных направлений. В связи с этим можно выделить несколько этапов в истории кафедры, в которой как в капле воды отражается история самого Саратовского медицинского высшего учебного заведения – Медицинского факультета – Медицинского института – Медицинского университета.

Также чётко определяется и прослеживается роль личности в «истории»; в данном случае судьбе кафедры биологии, которая, в начале, именовалась кафедрой зоологии и ботаники, затем общей биологии, кафедрой биологии и общей генетики, затем опять общей биологии и сейчас она именуется длинно, малопонятно, но впечатляюще – кафедра общей биологии, фармакогнозии и ботаники.

В отличие от других теоретических кафедр (за исключением, пожалуй, гистологии) и тем более клинических, кафедра биологии подвергалась существенному идеологическому давлению.

Я не собираюсь освещать в этом репортаже трагическую судьбу генетики, селекции, клеточной теории в нашей стране, которые долгие годы извращались мракобесами от науки. Она хорошо известна любому грамотному человеку, интересовавшемуся развитием науки в СССР.

С 1939 по 1948 гг., наиболее мрачный период сталинской тирании, кафедрой руководил талантливейший человек, прогрессивный ученый и педагог Альберт Максимович Лунц.

Плодотворная работа А.М. Лунца была прервана после печально знаменитой сессии ВАСХНИЛ в 1948 году. За «пропаганду лжеучения Менделя и вейсманизм-морганизм» Альберт Максимович был освобожден от заведования кафедрой. Остаётся только радоваться, что профессор Лунц не повторил судьбу Николая Ивановича Вавилова.

Однако, «направляющая и руководящая» роль Партии в учебном процессе и научных исследованиях прослеживалась вплоть до конца 80-х годов.

Партийно-профсоюзные функционеры Саратовского мединститута, 1970 год

Сейчас покажется смешным и нелепым вступление в научной статье аспиранта В. Софьина: «Руководствуясь Директивами 24-го съезда КПСС, по интеграции достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства, мы в своей работе на 156 белых мышах провели ряд исследований … и т.д.». Тогда было не до смеха. Недремлющий 1-й отдел не пропустит без верноподданнического изгиба научной мысли.

Затем мудрое руководство «кузницами кадров» стали осуществлять чиновники, многие из которых, как правило, сами учились небрежно, предпочитая освоению ремесла и науки, карьерный процесс.

В таких условиях значение Личности заведующего кафедрой, приобретает немыслимо значимый и судьбоносный характер. Судьбоносный для кого? Да для всех, и в первую очередь, для студентов, будущих врачей.

Глубоко убеждён, что уже на теоретических кафедрах медицинского ВУЗа основной задачей преподавания является не только дача знаний и проверка усвоения теоретического материала. Это рутина, которую надо делать и делать на высоком уровне. Не только развитие практических навыков – медицина ремесло и без навыков хорошего врача не будет.

Главное и основное – зажечь Искру в душе юного студиоза. Из этой искры разгорится пламя глубокой любви к медицине и преданности ей как родной матери. Только так может быть заложен прочный фундамент медицинского мировоззрения и человеческой доброты, что и определяет эффективность повседневной работы лекаря. Это далеко не просто. Универсальной методики нет и быть не может, особенно в условиях повальной и безнравственной коммерсализации и «тестолизации». Единым должно быть одно - чувство любови и уважения к студентам.

Эта идеология педагогического процесса независимо от идеологии государственного давления зависит исключительно от заведующего кафедрой и наиболее ярко и плодотворно она проявилась на кафедре биологии при профессоре Александре Степановиче Константинове и Клавдии Алексеевне Кузьминой.

Александр Степанович – уникальная личность с уникальной человеческой и научной биографией, что, впрочем, взаимосвязано.

При А.С. Константинове кафедра биологии СМИ достигла пика научной деятельности за всю историю своего существования. Первое что сделал профессор Константинов, придя на кафедру, это возродил преподавание генетики. Это был 1958 год и многие учёные и преподаватели школ и ВУЗов ещё продолжали считать эту науку «продажной девкой империализма».

Учебный зал кафедры 1970 год

Доцент Л.И. Белявская 1970 год

В 1967 году, студентом первого курса педиатрического факультета СМИ, я впервые перешагнул порог учебного зала кафедры биологии. Меня поразили старинные, ещё мюфкинские дубовые столы, уставленные микроскопами, высокие шкафы с необычными препаратами, доброжелательные лаборанты и преподаватели и запах…необычный запах, сразу навеявший на меня воспоминания о Волжских просторах, рыбалке, лодках. Только позже я понял, что эти запахи свободы, обусловлены научной тематикой кафедры.

Александр Степанович был гидробиологом. Естественно, что основным научным направлением кафедры стало изучение пресноводных беспозвоночных животных. На кафедру привозился материал, собранный со дна Волги и других водоемов, который и обуславливал специфическую атмосферу кафедры. Эту романтическую атмосферу усиливал парус, уложенный в углу учебного зала. Именно возле этого паруса я познакомился с ассистентом кафедры, необычным человеком, фронтовиком Юрием Ивановичем Спиридоновым, который заметив мой интерес к такелажу сам подошел ко мне и поинтересовался, не хочу ли я заняться гидробиологией. Естественно я отказался, так как мечтал стать знаменитым хирургом и ничего кроме хирургии в медицине не признавал.

Кто бы мог подумать, что через десяток лет судьба распорядится иначе, и мы с Юрием Ивановичем не раз сходим в Волжские протоки за его Dreissena polymorpha, маленькими двустворчатыми моллюсками, жизнедеятельность которых он изучал. Сотрудники кафедры часто в летний период выезжали в экспедиции, где в полевых условиях проводили натурные исследования и отбор проб.

Доцент Любовь Исаевна Белявская в экспедиции на Волгоградском водохранилище.

Отбор проб со дна протоки Каюковка 1968 год. Асс. Ю.И. Спиридонов.

Это была интереснейшая работа, и до сих пор жалею, что не последовал советам своего наставника профессора К.А. Кузьминой и старшего товарища Юрия Ивановича и не пошел получать второе высшее образование на биологическом факультете СГУ. Мне очень тогда нравилась гидробиология, она вполне соответствовала моей натуре бродяги, охотника и рыбака. Увы, не сложилось.

В 1957 году А.С. Константинов защитил докторскую диссертацию на тему «Биология хиронамид Diptera, Chironamidae» . Это научное направление оказалось столь актуальным и перспективным, что на долгие годы стало основным в научной тематики кафедры. 14 лет возглавлял кафедру Александр Степанович. Под его руководством было защищено семь кандидатских диссертаций и одна докторская. Написан шедевральный учебник для студентов биологических ВУЗов – «Общая гидробиология», по которому учится и нынешние поколения студентов.

Асс. Ю.И. Спиридонов проводит занятие на тему «Эволюция».

Научная работа, связанная с экспедициями, несомненно, способствовала формированию на кафедре дружного коллектива романтиков и подвижников, преданных науке и прекрасных преподавателей.

Кафедра общей биологии 1971 год.

В 1972 году руководителем кафедры стала Клавдия Алексеевна Кузьмина, доктор медицинских наук, профессор. Новый руководитель не стал на корню ломать сложившиеся научные направления и традиции, менять кадры и проводить чистки. Во-первых, Клавдия Алексеевна переориентировала основные научные концепции кафедры на медицину и охрану окружающей среды - водная токсикология и самоочистка водоемов гидробионтами, во-вторых, расширила область научных исследований проблемами иммунологии и биохимии особо опасных инфекций, регенерации тканей, хронобиологии, в-третьих, пригласила на кафедру молодых аспирантов-медиков. Формировалась особая научная школа, которую успешно поддерживали и развивали молодые, энергичные, преданные науке люди - ассистенты Т.А. Андронова, Л. А. Боброва, аспиранты М.Ю. Ледванов, М.Ю. Слепухин, В.С. Софьин, ставшие впоследствии доцентами, а Михаил Юрьевич Ледванов доктором медицинских наук, профессором, Президентом Российской Академии Естествознания.

Кафедра активно стала зарабатывать деньги для института, входя в так называемые хоздоговорные научные программы (типа Грантов сегодня), что по тем временам для теоретических кафедр было невиданным феноменом. Сотрудники кафедры плодотворно участвовали в разработке методик биологической очистки промышленных стоков Балаковского комбината химического волокна с помощью любимых Юрием Ивановичем Спиридоновым моллюсков - дрейссен. Были получены ошеломляющие результаты, которые, к сожалению, не нашли практического применения из-за косности и неграмотности чиновников.

Не могу не почтить память моего старшего товарища и друга Юрия Ивановича Спиридонова. Юрий Иванович успел повоевать на фронтах Великой Отечественной Войны, причем судьба распорядилась так, что юный боец попал служить в Войско Польское. Дрался с фашистами на САУ-100, дослужился до хорунжего (прапорщика), участвовал в освобождение Варшавы , за что получил боевой польский орден – Крест Грюнвальда.

Ассистент кафедры Ю.И. Спиридонов – «Бедный Йорик!»

После войны, Юрий Иванович закончил биофак СГУ, по специальности гидробиология, бывал в многочисленных экспедициях, в том числе на Северном море, защитил кандидатскую диссертацию под руководством проф. А.С. Константинова и в качестве ассистента кафедры биологии проработал до самой своей трагической гибели в 1982 году.

Юрий Иванович был очень остроумным, весёлым и добрым человеком и студенты 60-70-х годов наверняка его помнят. Незабываемы наши совместные поездки с ним и доцентом кафедры гидробиологии СГУ Георгием Петровичем Кондратьевым на Волжские острова за биологическим материалом. Некоторые эпизоды из этих экспедиций описаны в моей книге «Адюльтер».

Аспирант кафедры В.Софьин был задействован во Всесоюзной научно-практической программе «Вахта», которая была призвана изучить влияние вахтовой организации труда нефте- и газодобытчиков в Западной Сибири.

Полученные результаты легли в основу медико-биологических рекомендаций по оптимизации рабочих режимов и диспансеризации рабочих и служащих нефтегазодобывающих комплексов. Эти рекомендации работают до сих пор.

С доктором Б.В. Браем в Западно-Сибирской тайге. Лянторская экспедиция. Ханты-Мансийский НО.

На кафедре биологии, Клавдии Алексеевне в уже достаточно солидном возрасте пришлось осваивать колоссальный учебный материал. Она не терпела дилетантства и за короткий период глубоко изучила не только общую биологию, но и ботанику и зоологию. Однако подлинной любовью профессора Кузьминой стала генетика. Она решительно перестроила учебные планы, и Саратовский медицинский институт стал одним из первых в стране, где генетику, в том числе основы клинической генетики, стали преподавать на первых курсах. Надо учесть, при этом, что дух лысенковщины ещё был очень живуч, и пришлось преодолеть немало препонов, чтобы вернуть Менделя и Вавилова в учебные программы. Профессор Кузьмина стала членом Центрального методического Совета, в котором играла ведущую роль как многогранный и прогрессивный педагог и учёный, членом проблемной учебно-методической комиссии по генетике при Минздраве СССР.

Проф. К.А. Кузьмина на Методическом совете.

Несколько лет К.А.Кузьмина читала лекции по основам клинической генетики ординаторам и врачам. Лекции студентам и врачам Клавдия Алексеевна читала бесподобно, используя при этом не информативно-иллюстративный метод, скучный и малоэффективный, а разработанный её проблемный стиль изложения материала, направленный именно на «возбуждение» в слушателях резонанса, интереса, той самой Искры, о которой я говорил выше. На лекции Клавдии Алексеевна приходили студенты с других факультетов и ординаторы различных дисциплин далёких от генетики и паразитологии. Этой прогрессивной методике чтения лекций, позволяющей импровизировать, заинтриговывать слушателей, разгонять скуку, она учила и меня, чем немало способствовала моему становлению как лектору. Как это у меня получилось судить уже не мне.

В плане методического и дидактического обеспечения учебного процесса по курсу биологии в медицинском ВУЗе профессор К.А. Кузьмина опередила свое время, новаторски введя на кафедре элементы программированного обучения, тестирования, машинного контроля, широко использовала кино и видеоматериалы.

Материально-техническое состояние кафедры к моменту прихода на неё Клавдии Алексеевны не соответствовало её новациям. Профессор Кузьмина стала на время архитектором и даже строителем, принимая иногда личное участие в работах по реконструкции аудиторий и научных лабораторий. Кафедра буквально преобразилась.

Аспирант Вася Софьин. Ура! Клавдия Алексеевна «достала» новый спектрофотометр! Живем!

В то время не было слова «купить». Клавдия Алексеевна используя личные связи и свой громадный авторитет «доставала» стройматериалы, наглядные пособия, приборы и оборудование. Были созданы все условия для плодотворной научно и педагогической работы. И сотрудники кафедры под жёстким и умелым руководством выполняли громадный объем работы.

Заседание кафедры. Докладывает асс. Ю.И. Спиридонов о ходе выполнения научных исследований, 1977 год.

Заседание кафедры. Обсуждение новой методической разработки практического занятия.

1980 год. Заседание кафедры. Обсуждение планов.

Аспирант М.Ледванов

Ею лично и в соавторстве опубликовано более 50 учебных пособий и методических рекомендаций для студентов, интернов, врачей и абитуриентов, которые успешно используются и поныне.

Под руководством К.А. Кузьминой выполнены и защищены 4 кандидатские и 1 докторская диссертации. С 1974 по 1990 годы она являлась членом специализированных Ученых Советов ВНИИПЧИ «Микроб» и Саратовского медицинского института. В течение многих лет К.А.Кузьмина возглавляла комиссии по наглядности преподавания в СГМУ и организации студенческих олимпиад как на местном так и на Союзном уровнях.

Победитель Межвузовской научной Олимпиады по биологии, студентка 1-го курса лечебного факультета Лена Якубовская.

К.А. Кузьмина была награждена значками: «Отличник здравоохранения» И «Высшая школа», орденом «Знак почёта», медалью «За доблестный труд», юбилейными наградами и почётными грамотами.

Кафедра общей биологии, 1979 год. Слева направо. Стоят: Елена Якубовская, студентка; Нина Геннадьевна Ванягина, ст. лаборант; Юрий Иванович Спиридонов, к.б.н., ассистент; Елена Александровна Федотова, к.б.н., ассистент; Галина Германовна Егорова, ассистент;

Сидят, слева направо: Анатолий Юрьевич Слепухин, к.м.н., ассистент; Светлана Ивановна Белянина, д.б.н., доцент; Клавдия Алексеевна Кузьмина, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой; Людмила Евгеньевна Сигарёва, ассистент; Василий Станиславович Софьин, аспирант.

С 1989 года кафедрой заведовала доктор биологических наук, профессор Светлана Ивановна Белянина.

Светлана Ивановна, ученица профессора А.С. Константинова, всего через два года после окончания биофака Саратовского университета в 1966 году защитила кандидатскую диссертацию. В 1968 году была направлена на работу в Саратовский медицинский институт на кафедру биологии, на которой прошла славный научно-педагогический путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой. С.И. Белянина Соровский профессор с 1995 года, автор более 200 научных трудов по фундаментальным генетическим исследованиям, имеющих практическое значение в сфере экологии.

Давая оценку деятельности проф. Беляниной С.И. на посту руководителя кафедры, должен сказать (ничего личного), что Светлана Ивановна принадлежит к тому типу ученых-фанатиков, о которых ещё Козьма Прутков говорил, что « подобен флюсу: полнота его одностороння». В силу этого, придя к власти на кафедре С.И. Белянина с каким- то остервенением принялась уничтожать научное и хозяйственное наследие профессора К.А. Кузьминой.

Как то, забыв, что кафедра биологии входит в структуру медицинского ВУЗа она не озаботилась привлечением на кафедру аспирантов и преподавателей с медицинским образованием, которые смогли бы вести научно-исследовательские работы медицинского направления.

Резко сократились лабораторные площади и исчезли приборы и оборудование с таким трудом добытые Клавдией Алексеевной. Незаслуженно рано «ушли» и саму К.А. Кузьмину. Перестали проводиться кафедральные научно-методические конференции и планёрки, было запрещено посещение лекций зав.кафедрой другими лекторами и преподавателями (Академическая традиция), почти исчезла подлинно практическая работа студентов, связанная с препарированием и микрокопированием, заменённая на нудное написание тестов. Научные исследования студентов свелись к написанию теоретических докладов, даже в рамках гидробиологических исследований экспедиционная работа, практически прекратилась. Романтика исчезла.

Когда -то здесь днем и ночью работали приборы, ставились опыты, рождались светлые идеи.

Кафедра 2009 год

Слава Богу, лекторы старой школы доц. Т.А. Андронова и доц. Е.В. Сергеева (ныне профессор и заведующая кафедрой СГАУ) ещё использовали на своих лекциях методические приёмы, благодаря которым студенты с удовольствием и высокой эффективностью усваивали материал. Именно такая методика позволяет зажечь в душе юного медика ту самую искорку любви к человеку как биосоциальному существу, имеющего уникальное строение и поразительный полиморфизм.

Прекрасный учёный и незаурядный педагог проф. С.И. Белянина оказалась плохим стратегом в руководстве такой сложной и противоречивой структурой как кафедра биологии, кафедрой, которая наряду с кафедрами анатомии и гистологии, должна уже на первом курсе закладывать прочные кирпичики в фундамент медицинского мировоззрения и образования будущих врачей.

После ухода профессора К.А. Кузьминой, медицины на кафедре почти не осталось ни в прямом, ни в переносном смысле. Это привело к потере былой славы и авторитета кафедры общей биологии и практически к её ликвидации. Существующий ныне гибрид, полученный мичуринскими методами, мало жизнеспособен в педагогическом и научном планах для студентов и аспирантов, и социально-психологическом для сотрудников.

Но это уже несколько другая история.

Я оптимист! Верю в возрождении Кафедры общей биологии. Славные истоки и неумирающие традиции – гаранты моей надежды. Лишь бы люди нашлись! А они найдутся!

Софьин В.С., к.м.н., доцент

Мнение автора не обязательно должно совпадать с мнением редакции портала.

Аполихин О.И., Севрюков Ф.А., Калининская А.А.
Издательство Академия Естествознания, 2012 год
ISBN 978-5-91327-201-0
Под редакцией М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова,Т.В. Сологуб
Издательство "Академия Естествознания", 2010 год
ISBN 978-5-91327-099-3
23 января
«Прививка» от конфликтов!
Врачей научат правильно общаться с пациентами — специальную программу для медиков запускает столичный департамент здравоохранения. Одна из причин — участившиеся конфликты с пациентами и даже случаи избиения врачей...
21 января
Решении кадрового вопроса в отрасли
Министр здравоохранения области Владимир Шульдяков рассказал о решении кадрового вопроса в отрасли...
21 января
Антикоррупционный телефон доверия
Минздрав России намерен организовать телефон доверия для борьбы с коррупцией в рядах министерства...
19 января
Кадровая ситуация в здравоохранении ухудшается
Проблему дефицита медицинских кадров в 2017 году признают три четверти российских медработников, а более половины также отмечают снижение качества или доступности медпомощи для населения...
18 января
Медицина переходит на принцип четырех
Министерство здравоохранения переходит к медицине четырех «П», заявил заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой, выступая на Гайдаровском форуме 16 января
17 января
 «Трамвай здоровья»
На пешеходной зоне по ул. Волжская г. Саратова в ретро-трамвае «Семен» продолжает свою работу «Трамвай здоровья», организованный Саратовским областным центром медицинской профилактики при поддержке министерства здравоохранения области и администрации муниципального образования «Город Саратов»
16 января
Путин поручил найти средства на увеличение финансирования здравоохранения
Президент России Владимир Путин неофициально поручил своей администрации и федеральным ведомствам оценить возможность повышения финансирования здравоохранения, образования и инфраструктуры по сценарию Центра стратегических разработок Алексея Кудрина...
15 января
Инфляция в здравоохранении  в 2017 году
Росстат представил данные об индексе потребительских цен - основного индикатора инфляции - в 2017 году. На фоне общего подорожания товаров и услуг по итогам года на 2,5% медицинские услуги выросли в цене на 5,6%....
12 января
Средняя продолжительность жизни в Саратовской области составила 72,3 года
Средняя продолжительность жизни в Саратовской области составила 72,3 года
9 января
В России врачей-инфекционистов увольняют за помощь пациентам с гепатитом С
Общественная организация «Вмеcте против гепатита» направила министру здравоохранения РФ обращение с просьбой защитить врачей-инфекционистов, отправлявших пациентов с гепатитом С на лечение в другие регионы страны. Организация сообщает, что на медиков было оказано давление и они были вынуждены уволиться.

Яндекс цитирования